|
|
Посмотреть фотографии
Буду признателен за любую Вашу информацию по старым баянам, и о мастере В.С. Самсонове.
Ориентировочно, баян сделан до 20-х годов.
Не смотря на плачевное состояние инструмента, удалось извлечь звук левой клавиатуры, приведший меня в восторг.
Хочу попробовать восстановить баян своими руками.
Буду рад любой информации, по ремонту и установлению происхождения инструмента.
10.02.2010
Был у мастера Сапожникова Валентина Петровича, на Грибоедова д.9.
Маленькая лачужка-мастерская. Валентина Петрович оказался приятного вида, очень опрятным мужчиной в почтенном возрасте, в красивых очках тоненькой оправы, с мягко-растяжной тихой манерой говорить.
Увидев его выражение лица, после того как я извлёк инструмент из чумадана, стало понятно, что он его не заинтересовал ни в коей мере: ремонт дорогой и ник чему не приводящий, т.к. "играть Вы на нём всё равно не сможете".
Удивлённый этой фразой, я постарался выведать, почему же не смогу. Валентин Петрович потыкал аккуратными руками кнопки, пощёлкал клапанами, оттягивая их за рычаги и пояснил:
- Видите, какие люфты? Слышите, как хлопают клапана о деку? Попробуйте, как вяло возвращаются на место клавиши! Нет-нет, безнадёжно устарел! Эта система открывания клапанов называется "заёмной". Применялась до 20-х - 30-х годов прошлого века. Взгляните - пружины в этой системе имеют очень длинный рычаг, их силы не хватает для нормальной работы клапанов. Нет никакого смысла приводить этот инструмент в порядок.
Он взял небольшую паузу, покрутил баян в руках.
- Знаете что,- продолжил Валентин Петрович - отнесите его в музей "Театрального и музыкального искусства", там у Вас его купят.
- А насколько вероятно, что это инструмент Самсонова? Ведь ни на планках, ни на крепеже нет клейма мастера! Только вот на этой маленькой корявой табличке...
- Очень даже вероятно, что это его инструмент. Отсутствие клейма на планках - ничего не говорит...
Погодите-ка... "В.С.", "В.С.".. ... Самсонов В.С... Знал я Самсоновых... Даже приходилось работать вместе. (тут он начал перебирать имена и отчества, которые, увы, я не запомнил) А "В.С." - это наверное, их дедушка. К сожалению, ныне эти мастера уже умерли.
Приблизительно такой разговор состоялся у нас. Конечно, передал его по-памяти, не слово-в-слово.
Мы ещё поговорили немного о устройстве баянов. Когда в тесную каморку вошел клиент с небольшой седой бородкой в солидном польто, и Валентин Петрович окончательно потерял интерес ко мне и моему "динозавру".
А вот вошедший с прога: - "Ух ты!!! Пятирядный! Это какого же он года?"
- Давайте, давайте, убирайте! - поторопил меня Валентин Петрович.
И, еле протиснувшись между ним и посетителем к чемодану, я убрал баян, накинул куртку и стал прощаться.
- Валентин Петрович, а Вы упомянули что и у Вас тут тоже есть старый баян - уже стоя в дверях проговорил я.
- Есть. Стоит там, в коридоре.
Я повернулся выходить...
- Молодой человек! А Вы не продадите Ваш баян? - остановил c безнадёжностью в голосе посетитель в польто.
Мне очень польстил его вопрос, даже не смог сдержать улыбку.
- Простите, нет.
Выйдя в коридор, меня нагнал Валентин Петрович и подвёл к прозрачному коробу, в каких хранятся музейные ценности.
- Смотрите, вот это старый баян, на котором играл основатель нашего дворца молодёжи. У него та же система, что и у Вашего. Но это инструмент РАБОЧИЙ!
Я осмотрел экспонат со всех сторон. Черный, с "Петербургской" правой раскладкой. Очень похожий по внешней форме я видел в музее "Театрального и музыкального искусства" но не в выставочном зале, а в одном из его административных помещений...
"Ничего, и мой тоже будет рабочий, обязательно будет." - думал я, выходя на набережную, укрытую толстым снежным покровом сброшенным ЖКХ-шниками с крыш.
|
|